ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
   

Источниковедение и историография древней истории Центральной и Южной Америки.
Древние цивилизации Мезоамерики
(Часть I).
Древние цивилизации Мезоамерики
(Часть II).
Древние цивилизации Южной Америки
Заключение.
Приложения.
Библиография.


 

Древние цивилизации Мезоамерики.
(Часть I)


1.Природные условия Мезоамерики.
2.Древнейшее население Мезоамерики.
3.Мезоамерика в классическую эпоху.

1.Природные условия Мезоамерики.

Автор-А.Ю.Бутовский

Особая культурно-географическая область – Мезоамерика – включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

Мезоамерику отличает необычайное разнообразие природных условий. Большую часть Мексики занимает Мексиканское нагорье с окраинными хребтами Сьерра-Мадры. На северо-западе расположен гористый полуостров Калифорния, на юге – горная область Чьяпас и южная Сьерра-Мадре, на юго-востоке низменный полуостров Юкатан. Климат на большей части Мексики тропический, на севере субтропический, сильно меняется от характера рельефа. Более половины территории Мексики занимают аридные районы. Наиболее крупная река (на границе с США) – Рио-Браво-Дель-Норте. На юге Мексике много озер.

Рельеф Гватемалы преимущественно гористый, преобладают нагорья с возвышающими над ними действующими и потухшими вулканами. На севере – плато Петен с карстовыми формами рельефа, на юге – узкая полоса прибрежной низменности. Климат субэкваториальный. Осадков от 500-1000 мм в год на низменностях юга страны и плато Петен и до 2000-2500 мм на нагорьях. Наиболее крупные реки Мотагуа и Полочик.

Юго-восточная часть полуострова Юкатан (современный Белиз) представляет собой низменную заболоченную равнину. Лишь на юго-западе возвышаются горы Майя. Климат здесь тропический. Осадков около 2000 мм в год. Главные реки – Рио-Ондо, Белиз.

Север Сальвадора занимает продольная тектоническая впадина, по которой течет река Лемпа. Вдоль побережья Тихого океана узкая приморская низменность. В центральной части Сальвадора вулканическое нагорье с двумя краевыми цепями вулканов. Климат тропический. Осадков от 600-700 мм в год во впадине Лемпы до 1500-2500 мм нагорье.

Территория Гондураса преимущественно гористая. Большую часть занимают нагорья высотой до 2865 м. Вдоль побережий (на юге – Тихий океан, на севере – Карибское море) – низменная равнина, на северо-востоке заболоченная низменность (москитовый берег). Климат тропический. Осадков до 3000 мм в год. Наиболее крупные реки впадают в Карибское море.

Растительный мир Мезоамерики соответствуют климатическим условиям и ландшафтным особенностям. Большая часть территории покрыта лесами. В жарком и влажном поясе это вечнозеленые тропические леса с ценными породами деревьев. На горных склонах растут смешанные, преимущественно дубово-сосновые леса. Тихоокеанское побережье Гватемалы, север Белиза и некоторые другие районы занимают саванны и кустарниковые заросли. В засушливых районах Мексики растительность пустынная и полупустынная.

Южные районы Мезоамерики расположены в сейсмически активной зоне. Здесь часты землетрясения.

Природная среда Мезоамерики была сравнительно неблагоприятная для развития производящих форм хозяйства. Здесь отсутствовали поддающиеся приручению животные и многие полезные растения, известные в Старом Свете. Это явилось одной из причин значительного отставания в развитии американских индейцев. Основой развитого земледелия в Мезоамерике послужила кукуруза, прародиной которой являются северные области зоны древних цивилизаций. Кроме кукурузы полезные растения Мезоамерики представлены отдельными видами тыквы и бобовыми культурами (Гватемала), которые так же подверглись доместикации.

Успешное развитие земледелия не сопровождалось развитием скотоводства. Местная порода лошадей, которая могла бы в дальнейшем оказаться столь же полезной, как и в старом Свете, вымерла в Америке очень рано (около 10 тысяч лет назад). Коровы и овцы были неизвестны, а карибу (олень) и бизон, которые могли бы занять из место, если бы их приручили, водились главным образом в местностях, населенных первобытными племенами, довольствовавшимися охотой на них.

Отсутствие надежных источников белковой пищи стало большим тормозом в развитии Мезоамерики. Употребление в пищу богатых белком водорослей или птицеводство не могли решительно поправить дело.

На территории Мезоамерики имеются запасы металлических руд: меди, золота, серебра, железа. Однако металлургия здесь начинается не раньше IX-X вв. н.э. По-видимому, применение медных и бронзовых орудий в сельском хозяйстве Мезоамерики не было особенно выгодно. Это подтверждается и тем обстоятельством, что вплоть до испанского завоевания в металлических изделиях украшения преобладают над предметами утилитарного назначения. Что касается железа, то его обитатели Нового Света в доколумбовый период своей истории не умели ни добывать, ни обрабатывать.

Далеко не вся территория Мезоамерики была благоприятна для жизни людей. Продвижению человека мешали плотные лесные массивы, опутанные лианами и прикрытые снизу колючим кустарником. Ядовитые змеи, скорпионы, москиты и летучие мыши-вампиры представлены здесь более чем в избытке. Тропические ливни смывали и уносили прочь тонкий слой плодородной почвы, а дождевую воду тут же впитывал пористый известняк. Однако, несмотря на действие этих неблагоприятных факторов, люди освоили эти территории и сумели создать высокие цивилизации, сравнимые по уровню своего развития с древневосточными.



2.Древнейшее население Мезоамерики.

Автор-В.Г.Зубарев

Проблема заселения Американского континента.

Существует множество гипотез о том, когда в Западном полушарии впервые появился человек и откуда люди пришли на Американский континент. Мировая наука изучает эту проблему уже более 400 лет. Поскольку в Новом Свете до сих пор не найдено останков человекообразных обезьян, гипотеза об автохтонности населения Америки в настоящее время отвергнута большинством ученых. Согласно современным представлениям, предки индейцев пришли на Американский континент из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Это произошло, по одним данным, примерно 30-40, под другим – 12-15 тыс. лет назад. Достоверных датировок, свидетельствующих, что человек появился в Новом Свете ранее 40 тыс. лет назад, пока нет. Наиболее надежные сведения о древнейших обитателях Америки относятся к концу X II-XI тысячелетию до н.э.

Число первоначальных пришельцев из Азии было невелико и освоение огромных пространств нового континента шло очень медленно. Для того чтобы достичь Огненной Земли, человеку потребовалось 12-15 тысячелетий. Наиболее ранние находки, свидетельствующие о пребывании человека на Аляске, имеют возраст 27-30 тысяч лет (стоянка Олд Кроу, «юконский человек» и др.). Многочисленные находки палеоиндейского времени на территории центральных и южных областей США относятся к концу XII-XI тысячелетий до н.э. Здесь выделяются две большие традиции или культурно-исторические общности, разделенные территориально скалистыми горами, - древневосточная и древнезападная.

Племена, жившие к востоку от Скалистых гор, занимались главным образом охотой на крупных плейстоценовых животных: мамонтов, ископаемых бизонов, верблюдов, лошадей. В районах распространения древнезападной традиции основным занятием населения было собирательство, дополняемое охотой на мелких животных и птиц. В рамках древневосточной традиции на протяжении нескольких тысячелетий сменилось несколько культур. Наиболее ранней считается культура Сандиа, затем следуют культуры Кловис (10000-9000 гг. до н.э.), Фолсом (9000-8000 гг. до н.э.) и некоторые другие. Древнезападные традиции представлены пещерными стоянками Дейнджер (штат Юта), Джипсем (штат Невада) и Бентана (штат Аризона), а также, так называемой, «культурой пустыни». Племена «культуры пустыни» обитатели на огромной территории от юго-западных районов США до глубинных областей Мезоамерики с VIII-VII тысячелетий до н.э. В их экономике наблюдается заметное усиление роли собирательства и уменьшение роли охоты.

Самые ранние материалы с территории Центральной Америки относятся к X тысячелетию до н.э. (культура Диабло). С этого времени и, по крайней мере, до 7000 г. до н.э. Мезоамерику населяли различные группы бродячих отхотников и собирателей, которые вели свое происхождение от североамериканских племен. Это время представлено находками каменных орудий и костей мамонтов в Санта-Исабель-Иста-пан, скелета древнего охотника с разнообразным каменным инвентарем в Тепешпане и отдельными находками древних каменных орудий.

Около VI тысячелетия до н.э. в Мезоамерике происходят серьезные климатические изменения. Климат становится гораздо суше и теплее по сравнению с предшествующим периодом. В результате этого многие виды растительного и животного мира погибли, а их место заняли более приспособленные к новым природным условиям организмы. Равновесие прежнего охотничье-собирательского хозяйства было нарушено и местное население было вынуждено перейти к новым формам хозяйства. Преобладающую роль начинают играть собирательство и охота на мелкую дичь.

С конца VII-VI тысячелетия до н.э. делаются первые робкие попытки по выращиванию полезных растений. Горные районы тропиков и субтропиков создавали наиболее благоприятные условия для земледелия и для жизни древнего человека. Там и находятся зачатки земледельческого хозяйства с отдаленного времени (пещеры Тамаулипаса, Чиколоапан, Кошкатлан и др.). В IV тысячелетии до н.э. появляется трио важнейших культурных растений Нового Света – кукуруза, фасоль и тыква.

III тысячелетие до н.э. – время дальнейшего прогресса земледельческого хозяйства, роста его удельного веса в жизни индейцев. В южных районах Мезоамерики (Пуэбла, Оахака) земледелие в конце III тысячелетия до н.э. начинает играть уже решающую роль в хозяйстве. В это же время или чуть позже здесь впервые появляется керамика и начинают возникать постоянные поселки земледельцев. По мере того как в культуру вводилось все большее число растений и росла продуктивность земледелия, люди могли оставаться все более продолжительное время на том месте, где находились их посевы.

Конечным продуктом этой длительной эволюции были постоянные земледельческие поселения, состоящие из деревянных, обмазанных глиной хижин.

С этого момента процесс развития аборигенных культур Нового Света становится не одинаковым. Различие состоит в том, что возникают центры производящего хозяйства, в то время как остальные племена индейцев продолжают оставаться на стадии охоты и собирательства. Кроме того, сами эти центры возникают далеко не одновременно.

Мезоамерика в доклассический период.

На рубеже III и II тысячелетий до н.э. на смену культурам охотников и собирателей приходят культуры раннеземледельческого облика. По всей Мезоамерике устанавливается относительная близость хозяйственного и культурного уклада, выражавшаяся в господстве земледелия, основанного на возделывании кукурузы, фасоли и тыквы, в наличии постоянных поселений земледельцев и вполне сложившихся традиций в изготовлении керамики.

В рамках доклассического периода в истории Мезоамерики выделяют три этапа: раннеархаический (2000-1000 гг. до н.э.), среднеархаический (1000-500 гг. до н.э.) и позднеархаический (500-100 гг. до н.э.). Нижняя граница (2000 г. до н.э.) определяется моментом, когда хозяйство местного населения базируется уже преимущественно на земледелии. Верхняя граница архаических культур совпадает со временем возникновения первых индейских цивилизаций.

В раннеархаический период резко возрастает число оседлых земледельческих поселений с глинобитными жилищами (Йарумела и Лос-Нараньхос в Западном Гондурасе, Ла-Виктория на Тихоокеанском побережье Гватемалы, Чиапа-де-Корсо в центральной части мексиканского штата Чиапас, древние поселения в долине Техуакан, Южная Пуэбла). Плотность поселений свидетельствует о явном росте населения по сравнению с предыдущей эпохой собирателей, охотников и рыболовов.

Совершенствуется и развивается производство керамики. О наличии ткачества свидетельствуют отпечатки тканей из хлопка и других растительных волокон, часто встречающихся на керамике.

Об уровне развития земледелия позволяют судить растительные остатки в культурном слое отдельных поселений, а также орудия, непосредственно связанные с переработкой растительной пищи (грубые зернотерки, каменные чаши, ступки и песты). Выращивались гибридные сорта маиса, бобы, тыква, амарант, чилийский перец, авокадо, сапоте и хлопок.

Население жило родовыми общинами. Земля обрабатывалась примитивными орудиями, однако в ряде районов особенно на Тихоокеанском побережье благодаря необычайному плодородию вулканических почв, даже при наличии примитивных видов маиса и лишь при помощи палки-копалки собирали неплохие урожаи.

Развитие земледелия привело к важным изменениям в сфере идеологических воззрений. Получают распространение глиняные статуэтки, изображающие обнаженных женщин (отражение культа плодородия).

Земледелие в этот период еще не было настолько продуктивным, чтобы полностью обеспечить население пищей. Это постоянно вынуждало его прибегать к старым видам хозяйственной деятельности: собирательству, рыболовству, охоте.

Среднеархаический этап – время важных глубинных процессов и изменений внутри земледельческих культур. Исчезают архаические пережитки. Основное трио сельскохозяйственных растений – кукуруза, фасоль и тыква – составляет около 85-90% пищи древних земледельцев. Были созданы высокоурожайные сора гибридной кукурузы, появляются первые постоянные системы ирригации, получает развитие мильповое земледелие. Мильповое земледелие – экстенсивный вид хозяйства, соответствующий примерно подсечно-огневому земледелию в лесных районах Европы («мильпа» – участок, расчищенный от зарослей, кукурузное поле). Необычайно плодородные почвы, удобренные золой, тщательно разработанный агрокалендарь и высокая урожайность гибридной кукурузы создали прочную экономическую базу для развития земледельческой культуры.

Дальнейшее развитие получает гончарное производство. Появляется множество новых форм керамики, среди которых выделяются сосуды в виде животных, птиц и рыб. Продолжает существовать и культ глиняных женских статуэток. Их стили становятся гораздо разнообразнее по технике исполнения.

Хозяйственные и культурные достижения создали предпосылки для последующего освоения новых земель. В долине Мехико, на берегах озера Тескоко и окружающих его пресноводных лагун возникает множество новых земледельческих селений. Начинают заселяться низменные лесистые районы Северной Гватемалы и полуострова Юкатан.

Население по-прежнему живет родовыми общинами. Однако, внутри них появляются новые черты. Кое-где появляются специальные некрополи, погребения некоторых из них выделяются среди остальных обилием инвентаря. В самом конце среднеархаического этапа в Мезоамерике появляются первые образцы храмовой архитектуры в виде небольших каменных пирамид, на вершине которых стояли святилища из дерева и глины (долина Техуакана, Каминальхуйю в Гватемале, Луисвиль в Белизе и некоторые другие). Появление первых храмовых построек, а также статуэток шаманов или жрецов свидетельствует о зарождении прослойки жречества. В течение среднеархаического периода возникают культы многих богов, ставших впоследствии основными божествами Мезоамерики. В это же время начинает формироваться и одна из главных концепций всех развитых религий Мезоамерики – идея дуализма.

Все эти тенденции, зародившиеся на среднеархаическом этапе, ярко проявляются к концу доклассического периода Мезоамерики.

Дальнейшее развитие получают производительные силы, прежде всего в области земледелия. Наряду с развитием экстенсивных форм появляется и интенсивное земледелие. Создаются сложные ирригационные системы, используются искусственные террасы. Одновременно с земледелием развиваются ремесла и торговля. В керамике отмечается появление новых характерных форм посуды и первые образцы полихромной росписи. Получает развитие ткачество.

В течение всего позднеархаического этапа наблюдается увеличение числа поселений и их размеров, что свидетельствует о значительном приросте населения. Некоторые старые селения превращаются в религиозные и административные центры, где наряду с массой простых жилищ из глины и дерева возвышались на пирамидах целые комплексы из монументальных храмовых и административных построек. Примером могут служить грандиозные пирамиды храма Солнца в Теотиуакане и «круглого» храма в Куикуилько. Строительство массивных храмовых платформ определялось характером переходной эпохи от первобытности к социально-дифференцированному обществу и государству. Это явление было характерно для большинства древних обществ, в которых основа власти вождя была культово-религиозная. Подобные сооружения становились зримым воплощением этой власти и одновременно символизировали мощь и богатство данного коллектива по отношению к окружающим.

Широкое храмовое строительство свидетельствовало о складывании прослойки профессионального жречества. Одновременно появляются пышные каменные гробницы знати, расположенные под фундаментом храмов и сопровождаемые иногда человеческими жертвоприношениями. Все это свидетельствовало о важных изменениях в социальной структуре общества, говорящих о переходе местных индейских племен от первобытнообщинного строя к социально-дифференцированному обществу и государству. Этот процесс происходил одновременно на большей части территории Мезоамерики, но особенно интенсивно в таких областях, как долина Мехико, горная Гватемала (Каминальхуйю), Южный Веракрус и Табаско (культура «ольмеков»), центральный Чиапас и Петен (Северная Гватемала).



3.Мезоамерика в классическую эпоху.

Автор-В.Г.Зубарев

Культура «ольмеков»

Культура «ольмеков» – одна из наиболее ранних культур Мезоамерики. Имени народа, создавшего ее не сохранилось (название дано по имени индейского племени, жившего здесь значительно позже). Основными центрами «ольмекской» культуры являются крупные поселения: Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас, Сан-Лоренсо. Расположены они на территории современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско, в их прибрежной части. Хронологические рамки «ольмекской» культуры – ок. 800 г. до н.э. – 100 г. н.э.

Анализ важнейших памятников «ольмекской» культуры позволяет выделить несколько последовательно сменявших друг друга этапов. Древнейший из них относится к среднеархаическому времени. Второй этап – позднеархаический. Третий этап – протоклассический и раннеклассический.

Для первых двух этапов характерны общие для всей Мезоамерики тенденции в развитии. Формирование отличительных особенностей «ольмекской» культуры (прежде всего в области искусства) относится ко времени не раньше второй половины I тысячелетия до н.э., т.е. к этапу поздней архаики и к переходному периоду от архаики к цивилизации.

    Характерными чертами стиля «ольмеков» являются:
  1. Изображение особого типа человеческого существа (ягуара-ребенка).
  2. Образ ягуара (в виде стилизованных масок).
  3. Мотив карлика с патологическими недостатками.
  4. Ритуальные центры с определенной ориентацией и планировкой.
  5. Ритуальные приношения и посвятительные клады (тайники) в платформах зданий.
  6. Зеркала из полированного камня.
  7. Колоссальные каменные головы в шлемах.
  8. Стелы и алтари.

Носители «ольмекской» культуры выращивали маис, фасоль, тыкву, кабачки. Они умели сооружать оросительные каналы, строить плотины и дамбы. Высокого уровня достигли отдельные виды ремесла: строительное дело, камнерезное искусство, гончарное производство, ткачество. Вероятно, существовала и торговля. Об этом, в частности, свидетельствуют находки «ольмекоидных» статуэток в других районах Мезоамерики.

О социальной структуре и политическом устройстве «ольмекского» общества почти ничего не известно. Анализ погребальных комплексов показывает, что процесс имущественной дифференциации в местном обществе зашел довольно далеко. Наличие ритуальных центров с определенной планировкой свидетельствует о достаточно высоком уровне организации власти. Происходит усиление роли вождя, осуществлявшего в первую очередь военные функции. На монументах «ольмекских» памятников встречаются триумфальные сцены с изображением правителей. Особую прослойку составляло жречество (культовые сцены с участием жрецов также нередки на «ольмекских» монументах). В целом общественный уклад местных племен вряд ли существенно отличался от аналогичных обществ древнего мира и продолжал прежние родоплеменные отношения.

Открытие «ольмекской» культуры и длительный период ее существования привели к возникновению серьезной научной проблемы. Ее решение зависит от установления времени, к которому относится «ольмекский» стиль искусства (мелкая пластика из нефрита, колоссальные головы, базальтовые стелы и алтари). Если он приходится на среднеархаическое время, то тогда «ольмекскую» культуру можно рассматривать как прародительницу всех высоких культур Мезоамерики. Если же этот стиль относится к протоклассическому или началу классического периода, то вопрос о ее роли как альма матер в истории Мезоамерики отпадает. Вопрос этот до сих пор остается спорным, однако более убедительно выглядит вторая точка зрения. В этом случае наиболее передовые области Мексики и Центральной Америки (горные и равнинные майя, сапотеки Монте-Альбана, жители Центральной Мексики и побережья Мексиканского залива) подошли к порогу цивилизации более или менее одновременно.

Цивилизация Теотиуакана

Область распространения теотиуаканской цивилизации довольно обширна и охватывает территорию долины Мехико и современных мексиканских штатов Идальго, Морелос, Тлашкала и Пуэбла. Ядром ее являлась долина Теотиуакана.

Это довольно обширная горная равнина расположена на высоте 2280 м над уровнем моря и имеет около 15 км в длину и 7 км в ширину. С севера долину Теотиуакана замыкают горные хребты центральноамериканской Кордильеры. На востоке, западе и юге она тоже окружена горами. Сама долина и прилегающая к ней местность отличаются крайне засушливым климатом. Главным источником воды для орошения полей и различных хозяйственных нужд служит мелководная река Сан-Хуан-Теотиуакан. В нее впадает множество ручьев и потоков, большая часть которых в сухое время года совершенно исчезает. Минеральные ресурсы района довольно беды, но важнейшее сырье для изготовления инструментов и оружия в древности – обсидиан – в изобилии встречается в окрестностях Теотиуакана.

Именно здесь зародилась и достигла расцвета одна из важнейших культур Центральной Мексики в I тысячелетии н.э. С появлением цивилизации Теотиуакана возникают города, письменность, календарь, сложная религия и государство.

Название народа, создавшего эту культуру не сохранилось. Известно, что большинство населения Теотиуакана относилось к языковой группе нахуа и было этнически родственно тольтекам и ацтекам.

Хронологические рамки теотиуаканской культуры – от 300 г. до н.э. до 800 г. н.э. Ее развитие включает несколько этапов: этап формирования (300 г. до н.э. – рубеж нашей эры), когда закладывается основа будущих достижений теотиуаканской цивилизации; этап складывания основных традиций классической культуры (рубеж нашей эры – 250 г. н.э.); этап наивысшего расцвета, заканчивающийся гибелью Теотиуакана (250-600 гг. н.э.) и, наконец, последний четвертый этап упадка теотиуаканской культуры в Центральной Мексике (600-800 гг. н.э.). Дальнейшая история Теотиуакана связана уже с племенами тольтеков, создавших в Центральной Мексике вторую крупную цивилизацию после теотиуаканской.

Экономической основой цивилизации Теотиуакана служило высокоразвитое земледелие. За три столетия до начала нашей эры в долине Мехико уже жило оседлое земледельческое население, культивировавшее кукурузу, тыкву, бобы, томаты и другие полезные растения.

К рубежу нашей эры получают распространение основные формы интенсивного земледелия, среди которых особое место занимает система чинампас («плавучих садов»). Чинампы представляли маленькие искусственные островки, образованные путем вычерпывания грязи по топким берегам озера и складывания ее в кучи, укрепляемые на первых порах плетнями из камышей, а затем деревьями, своими корнями прочно связывающими землю. Вода между ними удобрялась свежим илом, и плодородие ее таким образом всегда обновлялось Чинампы позволяли в известной мере решить проблему снабжения продовольствием таких больших классических центров, как Теотиуакан, Аскапоцалько и др.

Существенную роль в долине Мехико играла и ирригация. Причем каналы использовались не только для орошения, но и как удобные пути сообщения между центром и окраинами Теотиуакана.

Большинство классических центров в долине Мехико и соседних районах имели на своих окраинах зоны с повышенной влажностью почвы. Эти зеленые зоны, почва которых питается подземными водами, родниками, колодцами и т.д., служили основным источником возделываемых земель и главным поставщиком сельскохозяйственной продукции. Дополнением к этому явилась «грядковая» система на искусственных террасах по склонам холмов и гор.

Несмотря на примитивный характер земледельческих орудий (основным инструментом была коа – «палка-копалка») земледельцам Теотиуакана удавалось получать довольно высокие урожаи, обеспечивавшие потребности населения.

Определенным дополнением к растительной пище служили продукты охоты и рыбной ловли. В древности эта область была богата рыбой, водоплавающей птицей, оленями, зайцами и др.

Основным видом ремесла в Теотиуакане было производство керамики. Оно носило массовый характер и по большей части было делом специалистов-ремесленников. Другим важнейшим видом ремесла было производство каменных орудий и оружия. Главными видами сырья служили кремень, обсидиан, базальт, гранит и другие породы камня. Кроме этого развиты были ткачество (пряжу и ткани изготовляли из хлопка), строительное дело, производство корзин и циновок, изготовление изделий из перьев.

Была развита и торговля, как внутренняя, так и внешняя. В период своего наивысшего расцвета Теотиуакан поддерживал оживленные связи с большинством цивилизованных народов Мезоамерики. Теотиуаканские терракотовые фигурки и керамические сосуды встречаются на территории от юго-западных районов США до границ Сальвадора.

Центрами теотиуканской цивилизации были города: Теотиуакан, Аскапоцалько, Портесуэло и другие более мелкие центры. Крупнейшим среди них был Теотиуакан. Его территория в классический период составляла около 28 км2. В эпоху его наивысшего расцвета население насчитывало от 40 до 70 тыс. человек. Город имел мощные улицы и площади, отличную дренажную систему для стока дождевой воды. Роскошные дворцы знати и грандиозные пирамидальные храмы соседствовали с тесными кварталами глинобитных домиков – местом обитания простого люда, шумными рынками и иностранными подворьями.

О социально-политической структуре Теотиуакана известно немного. Можно предполагать, что уже с рубежа нашей эры здесь существовало первичное государство городского типа, объединившее в дальнейшем обширную территорию долины Мехико и прилегающих к ней областей. Являлся ли Теотиуакан единственной столицей государства или же центров было несколько, однозначно ответить пока невозможно. Однако, в V-VII вв. н.э. Теотиуакан переходит от торговых экспедиций и мирных связей со своими южными соседями к военной экспансии против них (примером здесь может служить судьба города Каминальхуйю в горной Гватемале). Это свидетельство о начале качественно нового этапа в развитии теотиуаканской цивилизации, который был однако прерван военным вторжением извне.

Основными социальными группами теотиуаканского общества являлись жречество, светская военная знать и свободные общинники-земледельцы, ремесленники, торговцы. Свидетельств о наличии рабов пока нет, но вряд ли в этом плане Теотиуакан отличался от других древних обществ подобного типа. Имущественное положение различных категорий населения было неодинаковым. Аристократия резко выделялась на фоне основной массы общинников. Однако отношения между ними вряд ли носили ярко выраженный антагонистический характер и были скорее всего достаточно мирными (большинство теотиуаканских городских центров не имели оборонительных сооружений). В какой-то мере аналогом теотиуаканского общества могут служить цивилизация Минойского Крита или Хараппская культура в Древней Индии.

Теотиуакан погиб в эпоху своего наивысшего рассвета в VII в. н.э. Гибель наступила довольно быстро в результате насильственного разрушения. Скорее всего это были пришельцы с севера. Теотиуакан в то время был самой северной областью зоны мезоамериканских цивилизаций и постоянно ощущал давление варваров на свои северные границы. Один из неприятельских рейдов внутрь страны и закончился разрушением города.

После гибели Теотиуакана его культура продолжала какое-то время сущетсвовать в Аскапоцалько, Портесуэло и других центрах долины Мехико, постепенно приходя в упадок, пока вся эта территория не была подчинена тольтеками.

Сапотеки (цивилизация Монте-Альбана)

Еще один центр древних цивилизаций Мезоамерики находился на территории современного мексиканского штата Оахака в одноименной с последним долине. Оахака лежит на стыке важнейших сухопутных и морских путей,связывающих Центральную Мексику с более южными районами. В древности через перешеек Теуантепек проходила чуть ли не единственная сухопутная дорога на юг, которой пользовались, чтобы попасть в Гватемалу, Сальвадор и Гондурас.

Географическое положение Оахаки с давних пор способствовало проникновению туда сильных внешних влияний. Населявшие долину сапотеки к началу нашей эры оказались между двумя наиболее развитыми цивилизациями Мезоамерики: теотиуаканской - на северо-западе и майяской – на юго-востоке. На севере и северо-востоке сапотеки граничили с создателями «ольмекской» культуры. Несмотря на сильное влияние соседей сапотекам удалось создать свою самобытную культуру, которую отличает своеобразная архитектура, характерная система письменности и календаря, оригинальная керамика с резным орнаментом и особый тип погребальных сооружений.

Главным центром культуры сапотеков был город Монте-Альбан. К концу I тыс. до н.э. Монте-Альбан представлял собой типичный пример первичного государственного образования на стадии города-государства подобный шумерскому Лагашу середине III тыс. до н.э. В городе жило 10-20 тыс. человек, а общее население долины не превышало 100 тыс. человек. В дальнейшем Монте-Альбан в результате успешных завоевательных походов значительно расширяет свою территорию. На севере вплоть до южной части мексиканского штата Пуэбла, на северо-востоке включает часть территории «ольмекской» культуры, а на юге сапотекское влияние распространяется на перешеек Теуантепек. Таким образом, Монте-Альбан превращается в столицу крупного территориального образования с населением до полумиллиона человек. Период наивысшего расцвета сапотекской цивилизации Монте-Альбана приходится на период с 400 по 900 гг. н.э.

Основу хозяйства сапотеков составляло высокопродуктивное маисовое земледелие, основанное на сложной ирригационной системе. В древности долина Оахака была покрыта густой сетью плотин и каналов. О важной роли земледелия в жизни местного населения косвенно может свидетельствовать факт господствующего положения богов – покровителей земледельцев в сапотекском пантеоне (бог маиса – Пито Кособи, бог дождя – Косико и др.).

Ремесло у сапотеков также как и у остальных культур классической Мезоамерики представлено в первую очередь керамическим производством, производством тканей, каменных орудий труда и оружия, строительным делом.

Социально-политическая структура сапотеков в общих чертах была очень близка другим обществам Мезоамерики в классическую эпоху (особенно майя и Теотиуакану).

В конце IX или начале X в. н.э. Монте-Альбан был захвачен миштеками, однако традиции сапотекской культуры сохранились вплоть до испанского завоевания. Миштеки были одними из носителей культуры „Миштека-Пуэбла“ (территория штатов Тлашкала, Пуэбла, Морелос), расцвет которой приходится на VII-X вв. н.э. В дальнейшем они создали собственную цивилизацию (в северной части мексиканского штата Оахака), которая просуществовала вплоть до прихода испанцев.

Цивилизация майя (Древнее царство)

Территория, на которой сложилась цивилизация майя, занимала когда-то современные южномексиканские штаты Чиапас, Кампече и Юкатан, департамент Петен в Северной Гватемале, Белиз и часть Западного Сальвадора и Гондураса. Южные границы владений майя были закрыты горными хребтами Гватемалы и Гондураса. Три четверти полуострова Юкатан окружено морем, а сухопутные подступы к нему со стороны Мексики преграждались бесконечными болотами Чьяпаса и Табаско. Территория майя отличается необычайным разнообразием природных условий, однако природа никогда не была здесь чересчур щедрой к человеку. Каждый шаг на пути к цивилизации доставался древним обитателям этих мест с большим трудом и требовал мобилизации всех людских и материальных ресурсов общества.

Историю майя можно разделить на три крупные эпохи в соответствии с важнейшими изменениями в экономике, социальных институтах и культуре местных племен: палеоиндейскую (10000-2000 гг. до н.э.); архаическую (2000-100 гг. до н.э. или 0) и эпоху цивилизации (100 г. до н.э. или 0 – XVI в. н.э.). Эти эпохи в свою очередь делятся на более мелкие периоды и этапы. Начальный этап классической цивилизации майя приходится примерно на рубеж нашей эры (I в. до н.э. - I в. н.э.). Верхняя граница относится к IX в. н.э.

Наиболее ранние следы пребывания человека в области распространения культуры майя обнаружены в центральном Чиапасе, горной Гватемале и части Гондураса (X тысячелетии до н.э.).

На рубеже III и II тысячелетий до н.э. в этих горных районах появляются раннеземледельческие культуры неолитического типа, основу которых составляло маисовое земледелие.

В самом конце II – начале I тысячелетия до н.э. начинается освоение племенами майя области тропических джунглей. Отдельные попытки обосноваться на плодородных, богатых дичью землях равнин делались и раньше, однако массовая колонизация этих областей началась именно с этого времени.

В конце II тысячелетия до н.э. окончательно складывается мильповая (подсечно-огневая) система земледелия, прогрессивные изменения наблюдаются в производстве керамики, домостроительстве и других областях культуры. Опираясь на эти достижения племена горных майя постепенно осваивали лесные низменные области Петена, восточного Чиапаса, Юкатана и Белиза. Общее направление их движения было с запада на восток. В ходе своего продвижения во внутренние районы джунглей майя пользовались наиболее выгодными направлениями и путями и прежде всего долинами рек.

К середине I тысячелетия до н.э. колонизация большей части равнинной области джунглей была завершена, после чего развитие культуры здесь протекало вполне самостоятельно.

В конце I тысячелетия до н.э. в культуре равнинной части майя происходят качественные изменения: в городах появляются дворцовые комплексы, прежние святилища и легкие небольшие храмы превращаются в монументальные каменные сооружения, все важнейшие дворцовые и религиозные архитектурные комплексы выделяются из общей массы зданий и размещаются в центральной части города на особых возвышенных и укрепленных местах, складывается письменность и календарь, получает развитие живопись и монументальная скульптура, появляются пышные захоронения правителей с человеческими жертвами внутри храмовых пирамид.

Формирование государственности и цивилизации в равнинной лесной зоне было ускорено значительным притоком население с юга из горных районов, где в результате извержения вулкана Илопанго большая часть земель была покрыта толстым слоем вулканического пепла и оказалась непригодной для жизни. Южная (горная) область, по-видимому, дала могучий толчок развитию культуры майя в Центральной области (Северная Гватемала, Белиз, Табаско и Чьяпас в Мексике). Здесь майяская цивилизация достигла вершины своего развития в I тысячелетии н.э.

Экономической базой культуры майя служило подсечно-огневое маисовое земледелие. Мильповое земледелие состоит в вырубке, сжигании и засевании участка тропического леса. Благодаря быстрому истощению почвы через два-три года участок надо бросать и искать новый. Основными земледельческими орудиями майя были: палка-копалка, топор и факел. Местные земледельцы путем длительных опытов и отбора сумели вывести гибридные высокоурожайные сорта основных сельскохозяйственных растений – маиса, бобовых и тыквы. Ручная техника обработки небольшого лесного участка и сочетание на одном поле посевов нескольких культур позволяли долгое время сохранять плодородие и не требовали частой смены участков. Природные условия (плодородие почв и обилие тепла и влаги) позволяли земледельцам майя собирать здесь в среднем не менее двух урожаев в год.

Кроме полей в джунглях, возле каждого индейского жилища имелся приусадебный участок с огородами, рощами фруктовых деревьев и т.д. Последние (особенно хлебное дерево «рамон») не требовали никакого ухода, но давали значительное количество пищевых продуктов.

Успехи древнего земледелия майя были во многом связаны с созданием к началу I тысячелетия н.э. четкого и стройного агрокалендаря, строго регламентирующего сроки и очередность всех сельскохозяйственных работ.

Помимо подсечно-огневого, майя были знакомы и с другими формами земледелия. На юге Юкатана и Белизе на склонах высоких холмов найдены земледельческие террасы с особой системой увлажнения почвы. В бассейне реки Канделария (Мексика) существовала земледельческая система, напоминающая «плавучие сады» ацтеков. Этот так называемые «приподнятые поля», обладающие практически неистощимым плодородием. Существовала у майя и довольно разветвленная сеть оросительных и дренажных каналов. Последние выводили излишки воды из болотистых участков, превращая их в годные для возделывания плодородные поля.

Построенные майя каналы одновременно собирали и подводили в искусственные резервуары дождевую воду, служили важным источником животного протеина (рыба, водоплавающая птица, пресноводные съедобные моллюски), были удобными путями сообщения и доставки на лодках и плотах тяжелых грузов.

Ремесло у майя представлено керамическим производством, ткачеством, производством каменных орудий труда и оружия, украшений из нефрита, строительным делом. Керамические сосуды с полихромной росписью, изящные фигурные сосуды, нефритовые бусы, браслеты, диадемы и статуэтки – свидетельства высокого профессионализма майяских ремесленников.

В классический период у майя получила развитие торговля. Привозная майяская керамики I тысячелетия н.э. обнаружила археологами в Никарагуа и Коста-Рике. Прочные торговые связи были установлены с Теотиуаканом. В этом громадном городе найдено большое количество черепков майяской керамики и резные вещицы из нефрита. Здесь находился целый квартал торговцев майя, с их жилищами, складами товаров и святилищами. Аналогичный квартал теотиуаканских торговцев имелся в одном из крупнейших городов майя I тыс. н.э. Тикале. Помимо сухопутной торговли использовались и морские пути перевозок (изображения долбленых весельных лодок довольно часто встречаются в произведениях искусства древних майя, начиная по крайней мере с VII века н.э.).

Центрами майяской цивилизации были многочисленные города. Крупнейшими из них были Тикаль, Паленке, Йашчилан, Наранхо, Пьедрас-Неграс, Копан, Киригуа и др. Все эти имена поздние. Подлинные названия городов пока неизвестны (исключение составляет Наранхо, который отождествляется с крепостью «Брод Ягуара», известной по надписи на глиняной вазе).

Архитектура в центральной части любого крупного города майя I тыс. н.э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров и высоты. На их плоских вершинах стоят каменные здания: храмы, резиденции знати, дворцы. Здания окружали прямоугольные мощные площади, бывшие основной единицей планировки в городах майя. Рядовые жилища строились из дерева и глины под крышами из сухих пальмовых листьев. Все жилые дома стояли на невысоких (1-1,5 м) платформах, облицованных камнем. Обычно жилые и подсобные постройки образуют группы, расположенные вокруг открытого внутреннего дворика прямоугольной формы. Такие группы были местом обитания большой патриархальной семьи. В городах имелись рынки и ремесленные мастерские (например, по обработке кремня и обсидиана). Местонахождение того или иного здания в черте города определялось социальным положением его обитателей.

Значительная группа населения городов майя (правящая верхушка, чиновники, войны, ремесленники и торговцы) не была прямо связана с земледелием и существовала за счет обширной земледельческой округи, поставлявшей ему всю необходимую сельскохозяйственную продукцию и главным образом маис.

Характер социально-политической структуры общества майя в классическую эпоху однозначно пока определить невозможно. Ясно, что, по крайней мере, в период наивысшего своего расцвета (VII-VIII вв. н.э.) социальная структура майя была достаточно сложной. Наряду с основной массой общинников-земледельцев существовала знать (прослойку ее составляли жрецы), выделялись ремесленники и торговцы-профессионалы. Наличие на сельских поселениях ряда богатых погребений свидетельствует о неоднородности сельской общины. Однако как далеко зашел этот процесс, судить пока рано.

Во главе иерархической социальной системы стоял обожествляемый правитель. Правители майя всегда подчеркивали свою связь с богами и исполняли, помимо своих основных (светских) функций, ряд религиозных. Они не только обладали властью при жизни, но и почитались народом даже после их смерти. В своей деятельности правители опирались на светскую и духовную знать. Из первой формировался управленческий аппарат. Несмотря на то, что об организации управления у майя в классический период известно мало, наличие аппарата управления несомненно. На это указывает регулярная планировка майяских городов, разветвленная ирригационная система и необходимость строгой регламентация земледельческого труда. Последнее было задачей жрецов. Любое нарушение священного распорядка расценивалось как кощунство, и нарушитель мог угодить на жертвенный алтарь.

Подобно другим древним обществам у майя были рабы. Они использовались для различных домашних работ, трудились на огородах и плантациях знати, служили носильщиками на дорогах и гребцами на торговых лодках. Однако, вряд ли доля рабского труда была значительна.

После VI в. н.э. в майяских городах происходит консолидация системы власти, основанной на правилах наследования, т.е. устанавливается династический режим. Но во многих отношениях классические города – государства майя оставались «вождествами» или «чифдомами». Власть их наследственных правителей, хотя и санкционированная богами, была ограниченной – ограниченной размерами контролируемых территорий, количеством людей и ресурсов на этих территориях и сравнительной неразвитостью бюрократического механизма, имевшегося у правящей верхушки.

Между государствами майя велись войны. В большинстве случаев территория разгромленного города не включалась в государственные границы победителя. Завершением битвы служило пленение одного правителя другим, обычно с последующим принесением в жертву захваченного лидера. Целью внешней политики майяских правителей была власть и контроль над соседями, особенно контроль над землями, пригодными для возделывания, и над населением, чтобы обрабатывать эти земли и строить города. Однако ни одно государство не сумело добиться политической централизации на значительной территории и не сумело удержать эту территорию на сколь-нибудь долгий отрезок времени.

Примерно между 600 и 700 гг. н.э. на территорию майя вторглись войска Теотиуакана. Нападению подверглись преимущественно горные районы, но и в равнинных городах в это время теотиуаканское влияние существенно возрастает. Города-государства майя сумели устоять и довольно быстро преодолели последствия вражеского нашествия.

В VII веке н.э. под натиском северных варварских племен гибнет Теотиуакан. Это имело для народов Центральной Америки самые серьезные последствия. Была нарушены складывавшаяся на протяжении многих веков система политических союзов, объединений и государств. Началась непрерывная полоса походов, войн, переселений, нашествий варварских племен. Весь этот пестрый клубок различных по языку и культуре этнических групп неумолимо приближался к западным границам майя.

Сначала майя успешно отбивали натиск чужеземцев. Именно к этому времени (конец VII-VIII вв. н.э.) относится большинство победных рельефов и стел, воздвигнутых правителями майяских городов-государств в бассейне реки Усумасинты: Паленке, Пьедрас-Нег-рас, Йашчилан и др. Но вскоре силы сопротивления врагу иссякли. К этому добавилась постоянная вражда между самими городами-государствами майя, правители которых по любому поводу стремились к увеличению своей территории за счет соседей.

С запада двинулась новая волна завоевателей. Это были племена „пипиль“, этническая и культурная приналежность которых до конца еще не установлена. Первыми были разгромлены майяские города в бассейне реки Усумасинты (конец VIII – первая половина IX в. н.э.). Затем почти одновременно гибнут наиболее могущественные города-государства Петена и Юкатана (вторая половина IX – начала X в. н.э.). На протяжении каких-нибудь 100 лет наиболее густонаселенная и развития в культурном отношении область Центральной Америки приходит в упадок, от которого она никогда уже не оправилась вновь.

Низменные районы майя после этих событий не оказались совершенно безлюдными (по мнению некоторых авторитетных ученых на этой территории в течение одного лишь столетия погибло до 1 миллиона человек). В XVI-XVII веках в лесах Петена и Белиза проживало довольно большое число жителей, а в самом центре бывшего «Древнего царства», на острове посреди озера Петен-Ица, находился многолюдный город Тайсаль – столица независимого государства майя, просуществовавшего вплоть до конца XVII века.

В северной области культуры майя, на Юкатане, события развивались по-другому. В X в. н.э. города юкатанских майя подверглись нападению воинственных центральномексиканских племен – тольтеков. Однако, в отличие от центральной области майя, это не привело к катастрофическим последствиям. Население полуострова не только уцелело, но и сумело быстро приспособиться к новым условием. В итоге спустя короткое время на Юкатане появилась своеобразная культура, соединяющая в себе майяские и тольтекские черты.

Причина гибели классической цивилизации майя до сих пор остается загадкой. Некоторые факты указывают на то, что нашествие воинственных групп «пипиль» явилось не причиной, а результатом упадка майяских городов в самом конце I тысячелетия н.э. Не исключено, что известную роль здесь сыграли внутренние социальные потрясения или какой-то серьезный хозяйственно-экономический кризис.

Сооружение и поддержание в порядке разветвленной системы оросительных каналов и «приподнятых полей» требовали колоссальных усилий общества. Резко сократившееся в результате войн население было уже не в состоянии содержать ее в трудных условиях тропических джунглей. И она погибла, а вместе с ней погибла и майяская классическая цивилизация.

Финал классической цивилизация майя имеет много общего с гибелью Хараппской культуры в Древней Индии. И хотя их разделяет довольно внушительный отрезок времени, типологически они очень близки. Возможно, прав Г.М.Боград-Левин, связывающий упадок цивилизации в долине Инда не только с природными явлениями, но и прежде всего с эволюцией структуры оседлоземледельческих культур. Правда характер этого процесса еще не ясен и требует дальнейшего изучения.



 

 
© 2001 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения
 
Hosted by uCoz